Систематизация


Систематизация
(от греч. systema - целое, состоящее из частей)
   — мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определённую систему на основе выбранного принципа. Важнейший вид С. - классификация, т.е. распределение объектов по группам на основе установления сходства и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К С. приводит также установление причинно-следственных отношений между изучаемыми фактами (например, в курсе истории), выделение осн. единиц материала, что позволяет рассматривать конкретный объект как часть целой системы. С. предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.
   Стремление к С. в виде простейших классификаций возникает уже у дошкольника и выражается в словах "все", "некоторые", "один", "ни один" и т.п. С. занимает важное место в развитии и воспитании мышления и памяти. Объективным условием для С. знаний является логическая структура учебного предмета, в котором различаются основные, исходные и более частные понятия. С. - одно из средств повышения эффективности обучения.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Синонимы: